Су-37 (по кодификации НАТО: Flanker-F) — многофункциональный сверхманевренный истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Создан на базе истребителя Су-35, первый экземпляр построен в конце 1993 года (заводской шифр самолёта Т10М-11, б/н 711). Первый полёт состоялся 2 апреля 1996 года.
Основные отличия от Су-35 основное отличие — установка двигателей с управляемым вектором тяги (разработанных в НПО «Сатурн»), именно это и позволило достичь высоких маневренных характеристик; соответствующие доработки систем управления самолётом; новое информационно-управляющее поле кабины лётчика: четыре крупноформатных жидкокристаллических цветных (в отличие от Су-35, где индикаторы монохромные) многофункциональных индикатора и широкоугольный индикатор на лобовом стекле; усовершенствованная оптико-электронная прицельная система истребителя, включающая тепловизор, совмещённый с лазерным дальномером-целеуказателем;
Конструкция планера в целом подобна Су-27, однако при создании Су-35 и Су-37 использованы новые алюминиево-литиевые сплавы, значительно расширено применение композиционных материалов. Для самолёта разработано новое крыло с увеличенной относительной толщиной, позволяющее разместить больший объём топлива.
В ходе лётных испытаний самолёт Су-37 продемонстрировал уникальные маневренные возможности. Впервые были отработаны новые маневры, связанные с выходом на сверхбольшие углы атаки и околонулевые скорости: разворот в плоскости симметрии на 360° («Чакра Фролова»); форсированный (за время, меньшее 10 секунд) боевой разворот; поворот на вертикали; «Кобра» с углами атаки 150—180°; «Колокол»; переворот с потерей высоты до 300—400 м.
Иными словами, в ближнем воздушном бою Су-37 может развернуться практически «на месте», в то время как его противнику придётся совершать широкий разворот.
Возможности
Технические решения, реализованные в конструкции истребителя, обеспечивают: возможность нанесения упреждающих ударов по любому воздушному противнику (в том числе и малозаметному самолёту); многоканальность и алгоритмическую защищённость всех информационных и прицельных систем; атаку наземных целей без входа в зону ПВО противника; маловысотный полёт с огибанием рельефа; автоматизированные групповые действия по воздушным и наземным целям; противодействие радиоэлектронным и оптико-электронным средствам противника; автоматизацию всех этапов полёта и боевого применения; дозаправку в воздухе: самолёт оснащён убирающейся штангой топливоприёмника.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 22,183 м
Размах крыла: 14,698 м
Высота: 6,35 м
Площадь крыла: 63,5 м²
Шасси: 3-точечное
Масса пустого: 18500 кг
Нормальная взлётная масса: 25670 кг
Максимальная взлетная масса: 34000 кг
Двигатель: 2 × ТРДДФ АЛ-31ФП(ФУ) с УВТ
Тяга:
на форсаже: 2 × 14000 кгс
Тяговооружённость:
при нормальной взлетной массе: 1,09 кгс/кг
при максимальной взлетной массе: 0,82 кгс/кг
Лётные характеристики
Максимальная скорость на большой высоте: 2500 км/ч (2,35 М)
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч
Дальность полёта: 4000 км
Боевой радиус: 800 км
Практический потолок: 18000 м
Нагрузка на крыло:
при нормальной взлетной массе: 404 кг/м²
при максимальной взлетной массе: 535 кг/м²
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G
Вооружение
Встроенная пушка: ГШ-30-1
Боевая нагрузка: до 8200 кг
Точки подвески: 14
Подвесные вооружения:
Р-77
Р-27
Р-60
Р-73
Х-31
Х-29
Авиабомбы и кассеты калибром до 500 кг
Также на узлах внешней подвески размещаются подвесные топливные баки и различное вооружение, (а также спец. контейнеры с аппаратурой РЭБ, или разведаппаратурой) общей массой до 8200 кг. Всего возможно более 70 вариантов внешней подвески, включающих ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, ракеты «воздух-корабль», «воздух-РЛС» и «воздух-поверхность», а также бомбы и бомбовые кассеты калибром до 500 кг.
Демонстрации и выставки
Су-37 активно демонстрировался на различных российских (МАКС начиная с 1997-го и до 2005 года) и международных выставках. Так же этот самолёт продемонстрировал свои возможности в фильме американского научно-популярного телеканала Discovery, где был назван не только основным конкурентом F-22, но и королём неба на тот момент.
Авария Су-37
19 декабря 2002 года в лентах информационных агентств прошло сообщение, что Су-35 потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское. Лётчик-испытатель Юрий Ващук благополучно катапультировался.
Однако позже информационное агентство NEWSru.com сообщило, что потерян был самолёт Су-37 с бортовым номером 711. Эта информация противоречит информации, предоставленной начальником пресс-службы Минобороны РФ полковником Николаем Дерябиным, который указал на потерю самолёта Су-35.
Путаница в сообщениях, возможно, была вызвана тем обстоятельством, что Су-37 является модификацией Су-35. А так как на момент аварии с Су-37 были сняты двигатели с ОВТ, являющиеся основным отличием модификации от базовой модели (заменены на серийные АЛ-31Ф), то, по мнению некоторых экспертов, он являлся Су-35.