Су-35 (Су-27М, заводской шифр Т-10М) (по кодификации НАТО: Flanker-E) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения «4++». Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия.
Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года (прототип Т-10М-1). Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года.
В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра).
В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35, обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.
Модификации
Модификации Су-35 (в порядке их появления): Су-35 (первый полёт 28 июня 1988 года) Су-37 (первый полёт 2 апреля 1996 года) Су-35УБ (первый полёт 7 августа 2000 года) Су-35БМ (первый полёт 19 февраля 2008 года)
Тактико-технические характеристики
Су-35, вид сверху
Технические характеристики Экипаж: 1 человек Длина: 22,18 м Размах крыла: 14,70 м Высота: 6,43 м Площадь крыла: 62,04 м² Угол стреловидности по передней кромке: 42° Масса: пустого: 18400 кг нормальная взлётная масса: 25700 кг максимальная взлетная масса: 34000 кг Двигатель: тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги модель: АЛ-31Ф / АЛ-31ФМ / АЛ-31ФП / АЛ-31ФУ / АЛ-35МЛ тяга: максимальная: 2 × 7670 кгс на форсаже: 2 х 12500 / 12800 / 12500 кгс масса двигателя: 1520 кг управление вектором тяги: углы отклонения вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с
Лётные характеристики Максимальная скорость: на высоте: 2500 км/ч (2,35 М) у земли: 1400 км/ч (1,17 М) Крейсерская скорость: 800—950 км/ч (0,75—0,9 М) Дальность полета: без дозаправки: 3400 км с одной дозаправкой: 6300 км боевой радиус: 1600 км Практический потолок: 18000 м Скороподъёмность: 19500 м/мин Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g Нагрузка на крыло: при нормальной взлётной массе: 414 кг/м² при максимальной взлётной массе: 548 кг/м² Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе: 0,97 при максимальной взлётной массе: 0,74
Вооружение Пушечное: 1 × 30-мм авиационная пушка ГШ-30-1, 150 патронов Боевая нагрузка: 8000 кг Точки подвески: 12 Подвесные вооружения: возможна подвеска 8 УРВВ - Р-27РЭ, Р-27ТЭ, Р-77), а также малой дальности и ближнего боя (Р-73, Р-73М, Р-60М)и 6 УРВП С-25ЛД, Х-29, Х-59М, Х-31А и П, а также бомб - КАБ-500Кр, ФАБ-500, -250, ОФАБ-100 и НАР С-8, С-13, С-25.
Экземпляры Су-35
Су-35
Т-10М-1 в экспозиции Центрального музея ВВС Т-10М-1 (б/н 701) — первый опытный экземпляр Су-35 (1988 год). Создан на базе серийного Су-27. Первый полёт 28 июня 1988 года. Во второй половине 1990-х, после завершения испытаний, передан в экспозицию Центрального музея ВВС в Монино. Т-10М-2 (б/н 702) — второй опытный экземпляр (1989 год). Создан на базе серийного Су-27. Т-10М-3 (б/н 703) — головной предсерийный образец. Первый полёт 1 апреля 1992 года. Самолёт принял участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1992 году, в I Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1993 в Жуковском. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 1. Т-10М-4 (б/н 704) — экземпляр для статических испытаний. Т-10М-5 (б/н 705) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27.[3] Т-10М-6 (б/н 706) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27. В 1992 году на аэродроме Мачулищи (Белоруссия) был представлен министрам обороны стран СНГ. Т-10М-7 (б/н 707) — опытный экземпляр. Создан на базе серийного Су-27. Т-10М-8 (б/н 708) — предсерийный экземпляр. Т-10М-9 (б/н 709) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Т-10М-10 (б/н 710) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Т-10М-11 (б/н 711) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8. Произведён в 1993 году. Первоначально был подготовлен для участия в тендере ВВС ОАЭ. После тендера самолёт стал летающей лабораторией по отработке двигателей с системой управления вектором тяги и получил новое название — Су-37. Самолёт принимал участие в международном авиасалоне в Фарнборо в 1996 году, в международном авиасалоне в Ле Бурже в 1997 году, в III Международном авиационно-космическом салоне МАКС-1997, а также в авиашоу в Кубинке, Тушино и т. д. В 2001 на самолёт были установлены обычные двигатели АЛ-31Ф, модернизированная система управления и новая кабинная индикация. 19 декабря 2002 года самолёт под управлением лётчика-испытателя Юрия Ващука потерпел аварию в 80 км от аэродрома Раменское. Т-10М-12 (б/н 712) — предсерийный экземпляр. Создан по образцу Т-10М-8.[3] В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 2.[2] 12-02 (б/н 86) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 3. 12-03 (б/н 87) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 4. 12-04 (б/н 88) — серийный самолёт. Построен в 1995 году, в 1996 передан в состав ГЛИЦ в Ахтубинске. В июле 2003 года передан в состав АГВП «Русские витязи» и получил новый б/н 5.
Су-35УБ
Прототип истребителя Су-35УБ (б/н 801) Т-10УБМ (б/н 801) — двухместный вариант Су-35. Создан на базе серийного Су-30МКК
По идее конструкторов, самолет вобрал в себя самое лучшее, что было достигнуто на Су-30МК и Су-37. И это произошло — по проекту Су-35УБ отличался от Су-30МКК двигателями, наличием ПГО и более совершенной бортовой РЛС, а от Су-30МКИ — двигателями и килями увеличенной высоты, толщины и площади (как на Су-35 и Су-30МКК), что позволяло увеличить дальность полета по сравнению с Су-30МКИ. Установка более совершенного оборудования, в частности, бортовой РЛС Н011М, позволит применять на Су-35УБ всю номенклатуру серийных и перспективных ракет и бомб классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Самолёт имеет 12 точек подвески вооружения, оснащён системой дозаправки топливом в воздухе и самой современной авионикой.
Интересно, что впервые на КнААПО проектирование Су-35УБ и выпуск рабочих чертежей велись со значительным использованием компьютерных технологий. Первый полет опытного самолета состоялся в 2000 году. Ожидается, что после проведения первого цикла заводских лётных испытаний новую опытную машину продемонстрируют на одном из международных авиасалонов в 2001 году.
1 ноября 2000 года южнокорейские летчики завершили в подмосковном Жуковском летные испытания многоцелевого истребителя Су-35. Всестороннюю оценку Су-35 проводила группа из 5 южнокорейских летчиков, совершивших в течение месяца 18 полетов на двухместном учебно-боевом истребителе Су-35УБ. Вместе с ними в воздух поднимались летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев, Вячеслав Аверьянов и Игорь Соловьев. В ходе испытаний сравнивались заявленные АНПК «Сухой» ЛТХ самолета с его реальными пилотажными возможностями.
Этот самолет был показан в российском кинофильме «Зеркальные войны. Отражение первое» — в съемках использовался самолет Су-35УБ, № 801.
Су-35БМ
Су-35С — обновленная версия Су-35 Основная статья: Су-35БМ
Т-10БМ — обновлённый Су-35. В отличие от более ранних Су-35, у Су-35БМ отсутствует переднее горизонтальное оперение и усилен планер, а также полностью заменена авионика самолета. На прототипы и серийные самолеты устанавливаются новые двигатели «Изделие 117С» поколения 4++, позволяющие самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Двигатели оснащены управляемым вектором тяги, что, по словам Михаила Погосяна, несмотря на отсутствие переднего горизонтального оперения, должно приблизить маневренные возможности машины к уровню Су-37. Первый полёт 19 февраля 2008 года, серийное производство началось в 2010 году, до 2015 года заказано 48 самолетов.